Руководство
Целевая аудитория программы «Эстафета успешности» — люди с инвалидностью, некоммерческие организации, бизнес-компании, внедряющие инклюзивные практики, кадровые агентства и работодатели, образовательные учреждения:
Подготавливать программу мероприятия нужно, исходя из фокуса темы.
Как выбрать тему
Темы могут касаться получения образования (как, где, зачем это нужно и т. д.), поиска работы (положительный и отрицательный опыт), вопросов самостоятельности (зачем она нужна, как ее достичь), о значимости мотивации и где ее искать, роли государства (стоит ли на него полагаться и насколько) и семьи (как ее создать, что для этого нужно, чем могут помочь родители, как не мешать ребенку с инвалидностью).
Перед тем, как выбирать, можно провести опрос в сообществах людей с инвалидностью, о чем бы им хотелось услышать, — понять реальный запрос аудитории.
Формат программы «Эстафета успешности» — open talk (открытый разговор). Он позволяет сконцентрироваться на важных аспектах личного опыта участников, провести разбор ошибок и найти ответы на вопросы, влияющие на самоопределение и самореализацию. Максимально честный диалог повышает вовлеченность участников в дискуссию. Такой формат предполагает не только выступление спикеров, но и свободное общение с залом: участники задают вопросы спикерам, открыто поднимают интересующие их темы и вовлекаются в дискуссию.
Формы проведения: офлайн или офлайн + онлайн. Мы не рекомендуем использовать только онлайн-формат, поскольку он может негативно повлиять на вовлеченность участников в дискуссию и снизить эффект от мероприятия.
Для достижения задач мероприятия, определите целевую аудиторию, для которой оно проводится. Мероприятие должно быть инклюзивным, а значит, ориентировано на всех, кому интересна тема инклюзии, — представители инклюзивного сообщества, в том числе бизнес, НКО, образовательные учреждения, люди с инвалидностью. Учитывайте при формировании повестки и подготовке сценария потребности людей с разными особенностями здоровья. Важно, чтобы на таких мероприятиях не звучало, что они ориентированы только на незрячих людей или людей на инвалидных колясках. Широкий контекст — это и есть инклюзия в действии.
Пиар-инструменты: подготовка сопроводительного и постконтента — статей, видеороликов, фотографий, подкастов, ведение соцсетей расширяет аудиторию и усиливает социальный эффект программы.
Аудиторию проекта можно разделить на два направления: люди с инвалидностью и те, кто работает с темой инклюзии и трудоустройства.
Людей с инвалидностью можно искать в тематических сообществах (в социальных сетях или ВОИ), в вузах, школах и ссузах, интернатах. Также участниками могут стать преподаватели, НКО и государственных органов, СМИ, занимающиеся проблемой, поднятой на мероприятии. «Эстафета успешности» может быть интересна бизнесу — корпорациям, которые занимаются инклюзивными практиками и вопросами трудоустройства.
Можно выйти на представителей детских домов и родителей — усыновителей или опекунов.
Рекомендуемый сценарий: вступительное слово модераторов (представление друг друга, короткий рассказ о программе и теме) — представление спикеров — вопросы залу (прогрев аудитории) — выступление спикеров — вопросы к каждому, в том числе и из зала — подведение итогов.
Люди с особенностями слуха могут вести мероприятие при наличии сурдопереводчика, важно посадить его так, чтобы его было видно и зрителям, и модератору. Но не обязательно, что человеку с особенностями слуха потребуется переводчик, — уточните у него.
Мы рекомендуем заранее написать вопросы для спикеров. Потом предложить их им на выбор. Когда человек определится с вопросом выступления, попросите его написать краткие тезисы, которые потом раскроются на мероприятии, так вы оцените степень включенности спикера в тему обсуждения и его опыт.
Ответы на них должны включать
Мероприятие не должно превращаться в лекцию. Важно работать с залом. В сценарии модераторам нужно прописать дополнительные вопросы, которые они могут задавать спикерам (на основе их тезисов) и в зал.
С залом должна состояться дискуссия, нужно дать возможность людям высказаться, прийти к какому-то мнению. Также зрители могут задавать интересующие вопросы спикерам, если дискуссия затягивается, модераторы могут предложить перенести обсуждение на время кофе-брейка.
Результаты может фиксировать один человек на мероприятии, по ходу выступления и обсуждения он будет записывать тезисы — выводы. Самое важное, о чем говорили спикеры и зрители. А потом в конце это озвучит.
Или можно системно создавать пост контент — отчет о мероприятии на лендинге или в соцсетях, разработка материалов, например карточек с наиболее яркими выводами по теме мероприятия, интервью со спикерами, фото и видео, то, чем можно будет воспользоваться.
Площадка должна быть доступной для людей с разными видами инвалидности.
При подборе учитывайте
Обязательные условия: свободное перемещение внутри площадки — без узких проходов, сложного маршрута, порогов и иных препятствий; тестирование перед мероприятием — самостоятельный осмотр на предмет доступности, выяснение, всем ли участникам будет удобно.
Итоги мероприятий «Эстафеты успешности»
Итоги мероприятий «Эстафеты успешности»